На стоимость полиса ОСАГО сильное влияние оказывает скидка безаварийности (коэффициент бонус-малус КБМ), которая зависит от количества ДТП и страховых случаев за предыдущий год страхования. Если таковые случаи имелись, то КБМ вырастет, что приведет к увеличению стоимости ОСАГО, если ДТП не было, то наоборот полис должен снизиться в цене.
Однако, при оформлении нового договора ОСАГО водители могут столкнуться с некорректным значением КБМ, таким как:
- КБМ может обнулиться при замене водительских прав или смене фамилии;
- Опечатка в паспортных данных или номере водительских прав;
- Ошибка страховой компании во время оформления договора.
Содержание страницы
Проверка КБМ
Первым делом, что нужно сделать − это убедиться, какой КБМ для водителя заведен в реестре единой базы АИС страхования. Для этого необходимо зайти в личный кабинет на сайте АО «НСИС», пройдя аутентификацию одним из предложенных способов (НСИС может работать с данными только идентифицированных пользователей).
Расчет класса КБМ действителен только на указанную дату в проверке и только при верном заполнении Фамилии, Имени, Отчества, даты рождения, серии и номера водительского удостоверения. Поэтому проверяйте заполненные данные внимательно и учтите, что дата также влияет на расчет «коэффициента бонус-малус», так как при оформлении нового полиса в страховой компании скидка по КБМ будет учтена на дату начала нового полиса и поменяется он только на следующий день после окончания текущего полиса. Кроме этого, если вы вписаны в несколько страховок ОСАГО, то при оформлении нового полиса коэффициент будет учтён по последнему окончившемуся полису.
Восстановление КБМ
С 01 декабря 2015 года осуществляется новый, упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ. При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС страхования, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).
В этой связи для бесплатного восстановления КБМ необходимо обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили или собираетесь заключить договор.
Обращение лично в страховую компанию
Самый простой способ обращения в страховую компанию − это личное посещение офиса страховой компании и написание заявления по восстановлению КБМ. Заявление пишется в свободной форме (скачать пример заявления).
Онлайн запрос в страховую компанию
Для экономии времени заявление по восстановлению коэффициента КБМ можно направить в онлайн-режиме, воспользовавшись формой обратной связи на официальных сайтах страховых компаниях:
Документы для восстановления КБМ
Не обязательно, но желательно для ускорения процесса восстановления и при личном обращении, и при онлайн подаче через форму обратной связи приложить следующие документы:
- полис ОСАГО за прошлый период;
- справку из страховой компании об отсутствии или числе страховых случаев по полису;
- документы о смене фамилии (копия паспорта с отметками, свидетельство о регистрации брака или расторжении брака и т.д.);
- документы о смене водительского удостоверения (копия старого и нового водительского удостоверения).
Что делать, если страховая не восстановила КБМ?
Если страховая компания отказывается принимать заявление, утверждает, что восстановление невозможно или страховая вообще уже не работает и закрыта, то тогда стоит обращаться в АО «НСИС», РСА или Центробанк Российской Федерации.
ШАГ 1:
Вам нужно зайти в личный кабинет на сайте АО «НСИС», пройдя аутентификацию одним из предложенных способов. НСИС может работать с данными только идентифицированных пользователей.
ШАГ 2:
Получить страховую историю, и если с ней что-то не так, то нажать «сообщить об ошибке в данных». В появившемся окне нужно описать ситуацию и добавить актуальный адрес электронной почты.
ШАГ 3:
В соответствии с законодательством, срок предоставления ответа физлицам составляет 30 календарных дней. Ожидайте ответа на электронную почту.
ШАГ 4:
Не дожидаясь ответа, подайте жалобу на некорректное применение КБМ в Российский Союз Автостраховщиков. Скачайте, заполните заявление и отправьте его через форму обратной связи в РСА, приложив копии водительского удостоверения (действующего, предыдущего) и паспорта (действующего, предыдущего).
Телефоны информационного центра АО «НСИС»:
8 (800) 555-91-04
Адрес электронной почты АО «НСИС»:
info@ins-sys.ru
Онлайн форма для обращения в АО «НСИС»:
Официальный сайт НСИС
Телефоны информационного центра РСА:
+7 (495) 641-27-85 – для жителей г. Москвы и Московской области,
8-800-200-22-75 – для жителей других регионов РФ.
Адрес электронной почты РСА для приема жалоб и обращений:
request@autoins.ru
Онлайн форма для подачи жалобы в РСА
Официальный сайт РСА
Онлайн форма для подачи жалобы в ЦБ РФ:
Официальный сайт ЦБ РФ
После восстановления правильного коэффициента, водитель получает новый полис ОСАГО, а также вправе обратиться к страховой организации с требованием о возврате излишне уплаченной части страховой премии, при условии, что в договор ОСАГО не вписаны лица с большим значением КБМ. Если страховая организация отказывается от добровольного удовлетворения Ваших требований о возврате излишне уплаченной части страховой премии в связи с необходимостью применения меньшего значения КБМ по сравнению с примененным в действующем договоре ОСАГО, Вы вправе обратиться в РСА, Банк России, к финансовому уполномоченному или взыскать переплату по суду.