Как восстановить КБМ по ОСАГО?

На стоимость полиса ОСАГО сильное влияние оказывает скидка безаварийности (коэффициент бонус-малус КБМ), которая зависит от количества ДТП и страховых случаев за предыдущий год страхования. Если таковые случаи имелись, то КБМ вырастет, что приведет к увеличению стоимости ОСАГО, если ДТП не было, то наоборот полис должен снизиться в цене.

Однако, при оформлении нового договора ОСАГО водители могут столкнуться с некорректным значением КБМ, таким как:

  • КБМ может обнулиться при замене водительских прав или смене фамилии;
  • Опечатка в паспортных данных или номере водительских прав;
  • Ошибка страховой компании во время оформления договора.

Проверка КБМ

Первым делом, что нужно сделать − это убедиться, какой КБМ для водителя заведен в реестре единой базы АИС страхования. Для этого необходимо зайти в личный кабинет на сайте АО «НСИС», пройдя аутентификацию одним из предложенных способов (НСИС может работать с данными только идентифицированных пользователей).

НАЧАТЬ ПРОВЕРКУ

Расчет класса КБМ действителен только на указанную дату в проверке и только при верном заполнении Фамилии, Имени, Отчества, даты рождения, серии и номера водительского удостоверения. Поэтому проверяйте заполненные данные внимательно и учтите, что дата также влияет на расчет «коэффициента бонус-малус», так как при оформлении нового полиса в страховой компании скидка по КБМ будет учтена на дату начала нового полиса и поменяется он только на следующий день после окончания текущего полиса. Кроме этого, если вы вписаны в несколько страховок ОСАГО, то при оформлении нового полиса коэффициент будет учтён по последнему окончившемуся полису.

Восстановление КБМ

С 01 декабря 2015 года осуществляется новый, упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ. При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС страхования, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).

В этой связи для бесплатного восстановления КБМ необходимо обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили или собираетесь заключить договор.

Обращение лично в страховую компанию

Самый простой способ обращения в страховую компанию − это личное посещение офиса страховой компании и написание заявления по восстановлению КБМ. Заявление пишется в свободной форме (скачать пример заявления).

Онлайн запрос в страховую компанию

Для экономии времени заявление по восстановлению коэффициента КБМ можно направить в онлайн-режиме, воспользовавшись формой обратной связи на официальных сайтах страховых компаниях:

Документы для восстановления КБМ

Не обязательно, но желательно для ускорения процесса восстановления и при личном обращении, и при онлайн подаче через форму обратной связи приложить следующие документы:

  • полис ОСАГО за прошлый период;
  • справку из страховой компании об отсутствии или числе страховых случаев по полису;
  • документы о смене фамилии (копия паспорта с отметками, свидетельство о регистрации брака или расторжении брака и т.д.);
  • документы о смене водительского удостоверения (копия старого и нового водительского удостоверения).

Что делать, если страховая не восстановила КБМ?

Если страховая компания отказывается принимать заявление, утверждает, что восстановление невозможно или страховая вообще уже не работает и закрыта, то тогда стоит обращаться в АО «НСИС» или Центробанк Российской Федерации.

ШАГ 1:
Вам нужно зайти в личный кабинет на сайте АО «НСИС», пройдя аутентификацию одним из предложенных способов. НСИС может работать с данными только идентифицированных пользователей.

ШАГ 2:
Получить страховую историю, и если с ней что-то не так, то нажать «сообщить об ошибке в данных». В появившемся окне нужно описать ситуацию и добавить актуальный адрес электронной почты.

ШАГ 3:
Ожидайте ответа на электронную почту. В соответствии с законодательством, срок предоставления ответа физлицам составляет 30 календарных дней.

Телефоны информационного центра АО «НСИС»:
8 (800) 555-91-04

Адрес электронной почты АО «НСИС»:
info@ins-sys.ru

Онлайн форма для обращения в АО «НСИС»:
Официальный сайт НСИС

Онлайн форма для подачи жалобы в ЦБ РФ:
Официальный сайт ЦБ РФ

После восстановления правильного коэффициента, водитель получает новый полис ОСАГО, а также вправе обратиться к страховой организации с требованием о возврате излишне уплаченной части страховой премии, при условии, что в договор ОСАГО не вписаны лица с большим значением КБМ. Если страховая организация отказывается от добровольного удовлетворения Ваших требований о возврате излишне уплаченной части страховой премии в связи с необходимостью применения меньшего значения КБМ по сравнению с примененным в действующем договоре ОСАГО, Вы вправе обратиться в РСА, Банк России, к финансовому уполномоченному или взыскать переплату по суду.